Быть, а не казаться. Стивен Кови


Глава 1

Тайная Жизнь Стоит посмотреть под правильным углом, и вы поймете, что весь мир — это сад. Фрэнсис Ходжсон Бернетт

— Подумайте о ведении дневника, в котором вы могли бы фиксировать свое восхождение к истинному величию. Многие из практических советов, которые вы встретите в этой книге, будут побуждать вас записывать свои мысли и составлять письменные планы. — Запишите в дневник ответы на следующие вопросы.

  1. Как вы следовали за ложным величием в ущерб истинному величию?
  2. Что, по вашему глубокому убеждению, хорошо и правильно?
  3. Какие у вас глубинные этические убеждения?
  4. Что, по вашему мнению, вам следует сделать со своей жизнью? Один из самых волнующих даров «таинственного сада» — способность сознательно выбирать свои мотивы. Какие из ваших мотивов вам надо изменить? Запишите свои лучшие побуждения, а также то, что вы можете сделать, чтобы воплотить их в жизнь. Продумайте шаги к созданию хорошей жизненной установки. Запишите то, что вы обычно говорите себе, то, на что обычно себя настраиваете. а теперь перепишите этот сценарий. Какую положительную установку вы можете себе дать? Что есть хорошего или даже великого в вас самих и в том вкладе, который вы можете сделать?

Глава 2

Характер: Источник истинного Величия Характер — это то, что мы делаем, когда думаем, что на нас никто не смотрит. Джексон Браун

— Разработайте и запишите Заявление о Личной Миссии, основанное на видении жизни — вашего вклада в семью, в компанию, в общину. В его основе должны лежать ваши незыблемые принципы.

— При общении с другими людьми соблюдайте личный баланс мужества и чуткости. Способны ли вы смело и свободно выражать свои чувства и убеждения, при этом соотнося их с пониманием чувств и убеждений других людей? Когда в следующий раз вам придется вести разговор, от которого многое зависит, старайтесь сознательно соблюдать этот баланс.

— Как вам удается сочетать продуктивность и потенциал? В течение одного дня проследите за тем, сколько времени вы тратите на то, чтобы быть продуктивными. Сравните, сколько времени вы тратите на повышение своего потенциала — то есть на физические упражнения, чтение, учебу, выстраивание взаимоотношений. Что вы узнали из этого сравнения? И что необходимо изменить?

— Физические и эмоциональные пристрастия ограничивают разум и дух. У многих из нас есть дурные привычки, которые тянут нас назад. Что именно тянет вас назад? Какие шаги надо предпринять, чтобы освободиться от пагубных пристрастий? Наметьте себе цель: освободиться от одной вредной привычки или обрести привычку, которая сделает вас сильнее и благотворно скажется на вашей жизни

Глава 3

Жить по принципам Меняйте ваши мнения, но оставайтесь верными принципам; меняйте листья, но сохраняйте неприкосновенными корни. Виктор Гюго

— Вы слишком заняты удобными, привычными, рутинными делами, вместо того чтобы заниматься тем, что действительно имеет значение? Что настолько хорошо в вашей жизни, что препятствует вам в достижении лучшего? Запишите в дневнике все, что цените в жизни больше всего, свои главные приоритеты. Затем разделите их на приоритеты A и приоритеты B. Составьте план, согласно которому ваши максимальные усилия будут направлены на достижение приоритетов A.

— Творческое воображение дает силы создавать будущее. Оно позволяет представить, что даже при самых неблагоприятных обстоятельствах вы живете в соответствии с Заявлением о Личной Миссии. Запишите обстоятельства, при которых вы можете испытать искушение пожертвовать личной миссией. Что бы вы стали делать в таких обстоятельствах?

— Для возведения здания нравственных устоев и формирования цельной личности начните с того, чтобы давать и выполнять мелкие обещания. Действуйте поступательно, но постоянно, в течение недели. Занесите свои достижения в дневник.

Глава 4

Строго на север Любви, деньгам, вере, славе и справедливости предпочитаю правду. Генри Дэвид Торо

— Вокруг нас множество источников помех, которые могут отвлечь нас от главных приоритетов и исказить наше восприятие. Запишите в своем дневнике, что является источником помех в вашей жизни. Как вы можете преодолеть их, чтобы вернуться к «истинному северу»?

— Что в вашей жизни или в вашем бизнесе противоречит принципам и естественным законам? Запишите, что вы можете сделать, чтобы изменить эту ситуацию.

— Днем в офисе или вечером дома задайте простой вопрос: «Какова наша цель или миссия и в чем состоит наша истинная стратегия ее достижения?» Запишите ответы. Составьте краткосрочный план: что вы можете сделать в ближайшие несколько дней, чтобы воплотить эту миссию и стратегию в жизнь?

Глава 5

Перепрограммируем мышление Человек не может поступать правильно в одном и пытаться действовать неправильно в другом. Жизнь — неделимое целое. Махатма Ганди

Так что же удерживает нас за решеткой, заставляя видеть грязь, а не звезды? У этой проблемы есть четыре причины.

Эмоциональная тюрьма.

Когда мы разочаровываем кого-то или с кем-то не соглашаемся, этот человек часто клеймит нас и заключает в свою духовную тюрьму. Мы можем нажать на болевую точку, оскорбить, унизить, обидеть другого человека. И хотя в тот момент нам может казаться, что мы правы и что этот человек заслуживает такого отношения, он видит происходящее иначе, поэтому оскорбляется, выстраивает стены и запирает нас в тюремной камере, увешанной ярлыками. На ярлыках написано то, что он думает об обидчике: «Он меня ненавидит. Я не могу ему доверять. Он во власти предубеждений. Он несправедлив». И если кто-то видит вас таким, как написано на ярлыке, он будет относиться к вам соответственно.

Каждый раз, когда я в гневе или раздражении наступаю на болевую точку другого человека, я оскорбляю его чувства. Гордость удерживает меня от того, чтобы вовремя извиниться, и отношения становятся натянутыми. если я постараюсь вести себя лучше, но так и не признаю своей ошибки и не попрошу прощения, оскорбленный человек по-прежнему будет относиться ко мне настороженно. Я обидел его, я ранил его чувства, поэтому он занимает оборонительную позицию, с подозрением воспринимая мое новое поведение. Ни один из моих поступков не изменит его мнение обо мне, потому что я уже нахожусь внутри выстроенной им для меня тюрьмы. ее стены и решетки — это эмоциональные ярлыки, которыми он меня наградил. Именно поэтому мы нередко видим людей, которые в конце рабочего дня несутся к своим автомобилям, чтобы вернуться в свою так называемую настоящую жизнь. В деловой жизни они находятся под столь ужасным контролем, ими настолько убийственно управляют, что они стремятся как можно скорее вырваться из этой среды и оказаться в той обстановке, которая имеет для них высокую ценность.

Решение. Заплатить, чтобы вырваться из тюрьмы. Только признав, что я не прав, попросив прощения и получив его, я смогу выбраться из застенков.

Поиск виновных.

Люди склонны искать виновных, отмечать микроскопические промахи других и не видеть собственных гигантских ошибок. Фокусируясь на чужих ошибках, мы находим объяснения и оправдания своим собственным. Пытаясь исправить другого человека, мы понимаем, что это не работает. Несмотря на то что мы можем быть правы, мы неправильно подходим к решению вопроса: оскорбляем, отвергаем, обижаем, угрожаем. Гнев, полыхающий в нашем взоре, затмевает наши собственные ошибки. Ложными могут быть и наши суждения. Мы можем попросту проецировать на другого человека свои недостатки или ошибочно принимать внешнее за внутреннее. Самооправдательная мотивация может отозваться тысячами негативных моментов в каждом из жизненных аспектов.

Решение. Прежде всего работайте над собой. Первый шаг к улучшению любой сложной ситуации — работа над собственными ошибками. Устранив свои ошибки, вы сможете лучше понять, как помочь другим. Деннис Джафф в своей книге «Берись за эту работу и люби ее» советовал избавляться от психологии жертвы, брать на себя ответственность, лицом к лицу встречать проблемы и либо менять работу, либо самостоятельно инициировать перемены и начинать любить свою нынешнюю работу.

Дефицитный сценарий.

Люди с дефицитным мышлением убеждены, что на свете существует лишь один пирог и что если кто-то возьмет себе кусочек, то им достанется меньше. Такая позиция ведет к мышлению в духе «выиграл/проиграл»: если ты выигрываешь, проигрываю я, а я не могу этого допустить.

Дефицитное мышление имеет несколько источников: — детство, когда ребенок поставлен в такие условия, что вынужден пытаться хорошим поведением заслужить любовь, — в результате страдает его самооценка; — сравнение с другими, с которым мы сталкиваемся в школе и на работе, — в результате формируется личность, чье отношение к себе основано на сравнении; — конкуренция в семье, школе, на работе, в спорте и общественной жизни.

Мы страдаем от дефицитного мышления в четырех сферах.

В личной.

Дефицитный сценарий глубоко укореняется в нашей жизни. Мы смотрим на мир сквозь призму дефицита и видим его искаженно.

В межличностной.

Парадигма дефицита транслируется в наших браках и рабочих взаимоотношениях. В критические моменты она заставляет нас мыслить в духе «выиграл/проиграл», что определяет сделки с клиентами, взаимоотношения с поставщиками и т. д.

В сфере лидерства.

Мы не хотим делиться властью. Нам кажется, что если делегировать кому-то полномочия, у нас их станет меньше. Личность, взращенная на сравнениях, всегда будет видеть себя неполноценной, лишенной чего-либо. Захочет ли она делиться прибылью или доходом? Захочет ли делиться признанием? Захочет ли делиться знаниями? Нет, потому что знания, признание, доход — все это власть.

В организационной сфере.

Дефицитное мышление проявляется в принципе «выиграл/проиграл». Мы конструируем структуры в зависимости от того, как видим мир. Можно прилагать любые усилия, чтобы поднять дух компании, но если структура построена так, что большинство оказывается в проигрыше, сотрудники становятся циничными и не желают принимать реального участия.

Решение. Использование подхода «выиграл/выиграл» и изобильное мышление.

Люди с изобильным мышлением видят мир иначе. Они верят, что пирогов более чем достаточно и что они всегда могут рассчитывать еще на один кусок. такой настрой ведет к мышлению в духе «выиграл/выиграл».

Дисбаланс ролей. Не стоит даже пытаться внести в свою жизнь равновесие, если вы играете слишком много ролей, и все они требуют большой отдачи. те, кто строит жизнь вне принципа баланса, неминуемо потерпят крах. Большинство людей полагают, что они способны справиться с потерей баланса. Но они обманывают и себя, и других. Это проявляется тысячей и одним способом. Я полностью согласен с высказыванием Ганди: «Человек не может поступать правильно в одном и пытаться действовать неправильно в другом. Жизнь — неделимое целое». Невозможно не пренебрегать семьей, работая по восемнадцать часов в день, поэтому нечего удивляться, что ваши семейные отношения страдают. Невозможно тратить время на общение в социальных сетях, не жертвуя своим здоровьем и продуктивностью. Прошу меня простить, но реальность именно такова. Все мы живем под прессингом разных сил, которые могут нарушить наш баланс, особенно если у нас нет понимания цели. Но основной вопрос остается неизменным: что мы видим — грязь или звезды?

Решение. Во-первых, достойно примите факт потери баланса и рассматривайте его в долгосрочной перспективе. Все мы проходим в жизни через различные этапы, и хотя порой мы страстно желаем, чтобы в определенный момент наша жизнь была более сбалансированной, куда важнее сохранять долговременный баланс. Дисбаланс сегодня может быть вполне естественным и даже необходимым в перспективе недели, месяца, года. На достижение высоких целей требуются годы напряженного труда. Можно на некоторое время полностью сфокусироваться на рабочем проекте. Но если вы положите всю вашу жизнь на алтарь одной роли, будь то работа или учеба, остальное — семья, дружба, здоровье — неминуемо разрушится. если время от времени вам все же приходится фокусироваться на чем-то одном, жертвуя другим, не испытывайте чувство вины и помните о долговременной перспективе.

Во-вторых, вовлекайте окружающих в значимую для вас деятельность. Я встречал людей, до такой степени поглощенных по-настоящему важными для них проектами, что они пренебрегали всем и всеми. Они забывали о семье, у них не было общественной жизни, они почти не отдыхали и даже отказывали себе в еде и удовольствиях. Порой именно такая отдача и требуется, но если вам удастся вовлечь близких и друзей в значимый для вас проект, они не будут чувствовать себя покинутыми и брошенными. Напротив: они ощутят сопричастность и даже вдохновение. Вовлекайте семью в свою деятельность. Позвольте близким разделить свою миссию и видение. Я всегда стараюсь поступать именно так: либо приглашаю близких в деловые поездки, либо привлекаю их к работе каким-то иным образом.

В-третьих, выработайте общее видение желаемого результата. Каким будет турне, если каждый из его участников предполагает различные пункты назначения? Так происходит, если люди плохо или не до конца информированы. Не оставляйте их в неведении, иначе они будут принимать решения и поступать, не имея четкого видения. Общее видение сложных, значительных проектов и целей позволяет устранить любые мелкие недоразумения. Люди, разделяющие общую великую цель, подчиняют ей свое эго. В стремлении сделать общее дело их сердца, умы и голоса сливаются воедино.

В-четвертых, создайте дополнительную команду. Если вы хотите быть лидером, перестаньте быть менеджером. Большинство семей и компаний страдают от того, что ими больше управляют, чем руководят. Конечно, возможно и противоположное: вы — прежде всего лидер, а об управлении и думать забыли. Несомненно, необходимы как менеджмент, так и лидерство. В своем деле я был прежде всего лидером и забросил менеджмент, так что моя компания начала нести серьезные финансовые потери. Мне пришлось собрать дополнительную команду, которая хорошо разбиралась в финансовом менеджменте. Новая команда сразу же сделала так, что мои сильные стороны стали более продуктивными, а мои слабости — незначительными. Большинство из нас хотели бы видеть вокруг себя своих клонов, но нам прежде всего следует окружать себя теми, кто от нас отличается, — теми, кто не зависит от нас эмоционально, кто увеличивает нашу силу и нивелирует наши слабости.

В-пятых, каким бы ценным ни было ваше время, уделяйте его тем, кто вам дорог, и тому, что вам дорого. Любой лидер борется за сохранение равновесия, пытаясь разделить время между слишком многими задачами. Мне трудно заниматься творчеством, потому что я должен произносить слишком много речей и присутствовать на слишком многих встречах. Именно по этой причине мой дом для меня — нечто вроде природного заповедника, где я могу спокойно творить или без помех проводить время с семьей. Я заранее планирую для себя это время — как время, которое я уделяю самым высоким ценностям. Некоторые из семейных дел и событий я планирую на два года вперед и стараюсь, чтобы ничто не нарушало эти планы.

В-шестых, пусть то, что важно для дорогих вам людей, станет важным и для вас. Когда я дома, я стараюсь полностью посвящать себя жене и детям. Я позволяю им управлять мною и моим временем. Я делаю то, чего они от меня хотят. Например, я не такой уж большой поклонник гольфа, но мои сыновья любят гольф, и я играю с ними, потому что люблю их. Когда росли мои сыновья и дочери, я обнаружил, что порой лучшее, что я могу для них сделать, — просто быть рядом. Не руководить ими, не направлять, а просто быть с ними и для них. Через некоторое время мои дети сами начинали говорить со мной о том, что их волновало. Но прежде я должен был дать им понять, что я рядом с ними не только физически, но и духовно. Ваши дети доверятся вам, если вы откроете им свои уши и сердца, закроете рот и будете рядом с ними здесь и сейчас.

— Запишите в свой дневник ответы на следующие вопросы.

  1. Казалось ли вам когда-либо, что вы попали в ловушку, что ваша свобода ограничена?
  2. Что удерживает вас в этой тюрьме, что заставляет вас видеть грязь, а не звезды?
  3. Что служит причиной ощущения, что вы зашли в тупик и не можете продолжать движение вперед?

— Навешивали ли на вас неприятные ярлыки? Какое влияние это оказывало на ваши поступки? Приходилось ли вам навешивать некорректные ярлыки на кого-либо в профессиональной или личной сферах жизни? Сделайте сегодня один шаг, пусть небольшой, чтобы устранить негативное влияние этих ярлыков.

— Дайте письменный ответ на следующие вопросы.

  1. Вы обладаете изобильным мышлением?
  2. Вы действительно хотите делить признание, прибыль с другими людьми? Вы готовы делиться знаниями?
  3. Как вам кажется, в отдельных аспектах вам свойственно дефицитное мышление? Найдите хотя бы одну возможность разделить с кем-то знания, прибыль или признание и сделайте это. Что вы после этого почувствовали?

— Постарайтесь быть больше лидером, чем менеджером. Многие компании и семьи страдают от чрезмерного управления, а лидерства им не хватает. Что конкретно вы можете сделать уже сегодня, чтобы продемонстрировать свои лидерские, а не менеджерские качества?

ДВЕНАДЦАТЬ РЫЧАГОВ УСПЕХА

Плоды цельности.

Цельность привносит в жизнь несомненные преимущества. — Один из плодов цельности — мудрость.

Если вы спокойны, если ваше ощущение безопасности исходит изнутри, вы лучше оцениваете все происходящее, не склонны драматизировать ситуацию и впадать в крайности, ваше восприятие едино и неделимо. Вы лучше соблюдаете баланс. Как мудрый человек, вы видите все в правильной перспективе и в правильных соотношениях, не переоцениваете, но и не недооцениваете. Как говорил Гамлет, вы «двигаетесь в согласии с диалогом, говорите, следуя движениям».

— Второй плод цельности — изобильное мышление. Если вы уверены в себе, не сравниваете себя постоянно с кем-то или с чем-то, если вас не волнует тот факт, что кто-то богаче или успешнее вас, то ваша жизнь — неистощимый рог изобилия. Как говорил Гамлет: «Сами по себе вещи не бывают ни хорошими, ни дурными, а только в нашей оценке». если вы чувствуете себя бедным и обделенным, то ваш удел — пребывать в нищете. Если вы видите во всем источник богатства, пусть и скрытого, то найдете способ черпать из этого источника.

— Третий плод цельности — синергия. Если ваша уверенность не зависит от того, что о вас думают другие, вы спокойно сотрудничаете с людьми и находите оптимальные решения в духе «выиграл/выиграл». Вы смело высказываете свои идеи, потому что ваше намерение — найти лучшую из возможных альтернатив, а не получить награду за великолепную мысль.

— Отношения, основанные на доверии — четвертый плод. Вам просто не удастся добиться цельных взаимоотношений без истинной личной цельности. Большинство базовых характеристик в бизнесе — включая конкурентоспособность, предприимчивость, ответственность, качество, добавленную стоимость и работу с клиентами — опираются на доверие. А доверия заслуживают только цельные люди.

Запишите в своем дневнике: что означает для вас быть понастоящему цельным человеком? Выберите в своей жизни одну область, в которой вы можете проявить бо́льшую цельность. Что вы при этом чувствуете? — В каких аспектах вашей жизни вы можете служить примером мужества? а в каких — скромности? В какой степени вы уже сейчас наслаждаетесь плодами цельности? Вспомните и запишите обстоятельства, при которых вы смогли бы проявить больше мужества и скромности. Попробуйте сделать и то и другое.

глава 7

РЫЧАГ ВКЛАДА Посмотрите вокруг. Здесь, в этом зале, нет никого, чью душу вы бы не затронули, и каждый из нас стал лучше благодаря вам. Мы — ваша симфония, мистер Холланд. Мы мелодии и ноты, из которых сложен ваш опус. Мы — музыка вашей жизни. «Опус мистера Холланда»

Личная перестройка

Вместо того чтобы искать виноватых, таким людям следует пересмотреть свои цели и перестроить себя — только так они смогут приспособиться к новой реальности. Я хочу остановиться на трех конкретных моментах.

  1. Им следует определить, где находится их «истинный север». Они должны сформулировать личную миссию, исходя из видения своего вклада в компанию, ориентированного на принцип-центричную систему ценностей. если этого не сделать, их постоянно будут сбивать с курса разнонаправленные течения, и в итоге они начнут обвинять в своих проблемах других и утратят влияние на свое будущее.
  2. Они не должны бояться рисковать: — В том, как они излагают свои мысли. В разговорах с начальством, коллегами и с другими стейкхолдерами им следует демонстрировать не только понимание, но и мужество. — В том, как они слушают. Необходимо слушать с эмпатией, чтобы узнать, что происходит в компании, даже если услышанное может разрушить их картину мира. — В том, как они действуют. Чтобы приспособиться к новой реальности и экспериментальным путем установить, что в конкретных обстоятельствах окажется лучшим вариантом, им следует пойти на риск, покинуть зону комфорта и стать творческими личностями. Готовность рисковать — главная черта лидера будущего. Другими словами, все должны будут стать предпринимателями. Бизнесмены новой формации смогут работать над различными проектами в рамках сетевых или крупных компаний с матричной организационной структурой — и с каждым новым проектом вносить свой вклад. Сегодня люди в меньшей мере сфокусированы на длительной карьере в одной компании, поэтому следует скорее сосредоточиться на выполнении работы, достижении результатов, на пользе, которую деятельность приносит компании, и на документировании этой пользы.
  3. Они должны помнить о том, что учиться нужно на протяжении всей жизни. Ответственность за постоянное повышение своих знаний — это личная ответственность, как и овладение новыми технологиями. Следует много читать и осознавать, насколько мощные силы действуют вокруг. Вкупе с постоянным интересом ко всему новому, что происходит в технике и науке, следует расширять свой кругозор в области гуманитарных наук и искусства. Увлечение искусством как ничто другое способствует остроте ума, и знания даются легче. Необходимо совершенствовать систему ценностей, которая гораздо важнее технологии и науки, поскольку позволяет жить в гармонии со своим внутренним «я». Следование этим трем советам позволяет распространить влияние далеко за пределы бизнеса, семьи, детей и непосредственного окружения. Эти советы открывают возможность внести свой огромный вклад в мир.

Две стороны лидерства

Первая сторона — Личная Победа.

Многие сопротивляются личным преобразованиям, хотя и понимают, что это правильный путь. Таким образом они упускают половину того, из чего складывается лидер, — Личную Победу. Личная Победа — победа над самим собой. Вы не сможете вести за собой других, пока не научитесь жить цельной жизнью и управлять собой при помощи дисциплины.

Почему же столь многие упускают свою Личную Победу? Я вижу четыре причины. — Привычка возлагать ответственность за собственную жизнь на других или на ситуацию. — Слишком немногие — всего от 5 до 10 процентов — берут на себя труд сформулировать личную миссию, философию или кредо. — Многие из тех, кто разработал личное видение и миссию, все же не следуют им, потому что это предполагает риск и усилия, а людям не хочется покидать зону комфорта. Они отступают от своей миссии ради куда менее высоких приоритетов. — В настоящий момент у людей нет ни настроения, ни навыков борьбы за Личную Победу, а парадигма постоянного познания не укоренена в их семьях или в их корпоратив- ной культуре. Это мешает им добиваться Личной Победы, которая приближает Общественную Победу.

Вторая сторона — Общественная Победа.

Общественная Победа состоит в том, чтобы заставить других присоединиться к вам в стремлении достичь общего видения. Но почему многие из тех, кто добился больших достижений, не выдерживают этого испытания? Мне кажется, это происходит по трем причинам. — Даже если они лично — люди надежные, они не чувствуют себя в безопасности со своими супругами или партнерами и не могут на них опереться. Они стремятся в плавание по открытому морю, но не могут покинуть обжитую гавань. — Они не научились делегировать свои полномочия. Многие знают, как это делать, но сопротивляются, потому что не хотят делиться контролем, не хотят, чтобы заслуги доставались кому-то еще, и не верят, что работа будет сделана как надо. Я глубоко сочувствую таким людям — когда наша компания расширялась, я обнаружил подобные замашки и у себя. — Им не удается вовлечь других в процесс формирования атмосферы поддержки. Они не могут построить культуру, при которой их видение будет понятно и реализуемо, но обвиняют в этом своих менеджеров и обстоятельства, тем самым еще больше усугубляя ситуацию.

— Чтобы стать творческим лидером и вообще творческим человеком, ответьте на следующие вопросы: чего хочет от меня мир? Что я могу ему дать? Как мне добиться лучших результатов в том, что мне нравится делать, и как мне ответить на реальные требования моей нынешней работы? Наметьте себе одну цель, в которой соединяются требования, таланты и действительность. — Письменно ответьте на следующие вопросы: какое наследие вы хотели бы оставить в своей личной и профессиональной жизни? Как вы хотите, чтобы о вас отзывались люди после того, как вы оставите свою нынешнюю работу? Как бы вы хотели, чтобы спустя десять лет о вас говорили ваши близкие и друзья?

Глава 8

Рычаг Следования Приоритетам Смысл заключается не в том, чтобы приоритезировать запланированные действия, а в том, чтобы планировать действия с учетом их приоритета. Стивен Кови

Эффективность отличается от эффекта: эффект относится к результату действия, а эффективность — к самому процессу. Можно весьма эффективно взбираться по лестнице успеха, но если лестница прислонена не к той стене, эффекта не будет. Если эффективно работать над ложными приоритетами, результат будет таким же.

Мною не будет управлять эффективность часов — меня будет направлять компас моей совести.

«Человек должен решить, что служит для него высшими приоритетами, и мужественно — с улыбкой, легко, ни перед кем не извиняясь — сказать “нет” всему остальному. Сделать это можно, храня в себе всепоглощающее и горячее “да”. Чаще всего хорошее — враг лучшего».

Люди добровольно приносят себя в жертву часам и начинают обвинять их в дефиците продуктивности.

Как сохранить творческую свободу? Существует шесть основных принципов, помогающих это сделать.

  1. Говорить «нет»: пренебрегать срочным, но неваж­ным. Я обнаружил, что отказ от срочного, но не важного ради важного, но не срочного выводит человека из хронического кризисного состояния и его работа становится более творческой. Если бизнес — это квинтэссенция менеджмента, то творчество — это квинтэссенция лидерства. Исследования, проведенные в компаниях, удостоенных премии Деминга — одной из самых желанных наград в области качества, — показывают, что главным приоритетом в них служит не время, а экономические показатели. Чем же отличается работа этих компаний? Их руководство тратит минимум 60 процентов своего времени на истинные приоритеты — на то, что важно, но не обязательно срочно: на подготовку, предварительную разработку, формулирование миссии, планирование, выстраивание взаимоотношений, творчество и делегирование полномочий. В других же компаниях 50–60 процентов времени руководителя уходит на дела срочные, но не важные, что прямо противоположно тому, что они должны делать. Лучшие компании сосредоточены на самом значимом, на том, что важно, но не обязательно срочно. Значимость для них означает неотложность. Обычно же люди склонны думать, что срочные вопросы и есть самые важные, поскольку требуют немедленных действий. Философ и педагог Чарльз Хаммел говорил: «Кажется, что этим требованиям невозможно противиться, и они поглощают всю нашу энергию. Но в свете вечности их минутная значимость тускнеет. И мы, тоскуя по утраченному, вспоминаем отодвинутые нами важные дела. И тогда понимаем, что стали рабами тирании срочности». Я часто слышал: «Но вы же знаете, каково мне приходится! У меня столько дел!» Для таких людей будет большим облегчением узнать, что они без большого ущерба могут пренебречь срочными, но не очень важными задачами.
  2. Поддерживать в себе пылкое «да». Сказать «нет» срочному, но маловажному, и не испытывать при этом чувства вины намного проще, если в вас горит огонь «да» — страсть к творческой работе, которая обещает истинно высокое вознаграждение. Одна из целей обучения — научиться различать важное и неважное. Этот навык требует определить глубинный критерий использования времени, такой, что вы сможете уверенно сказать: «Подождите, я не буду заниматься этим вопросом, хоть он и срочный. Он недостаточно важен». Вы даже не представляете, насколько этот принцип изменил мою жизнь!
  3. Заслужить доверие руководителя своими творче­скими способностями. Слова «мне не хватает свободы для творчества» должны стать вашим вызовом: вам надо заслужить свободу, выстроив отношения с руководителем и с теми, кто оказывает на него влияние. Меня часто спрашивают: «Что делать, если я считаю дело не слишком важным, а мой босс считает его очень важным?» Мой ответ: «то, что важно для другого, должно быть важно для вас в той степени, в какой для вас важен этот человек или общее дело. Так что даже если вы считаете эту деятельность не слишком важной, но дорожите взаимоотношениями и самой работой, эта конкретная задача должна стать для вас важной». «Все так, — скажете вы, — но мой босс вряд ли станет меня поддерживать». В этом случае ваша задача — выстроить доверительные отношения с боссом, и тогда постепенно он предоставит вам возможность заниматься более творческой деятельностью. Если ваши усилия будут приносить пользу, вы обязательно получите бо́льшую свободу.
  4. Сочетать творческую смелость и чуткость. Даже если на работе у вас царит непростая политическая обстановка, вам все равно надо смело отстаивать свои убеждения, тогда и свободы у вас станет больше. Гете выразил это коротко и ясно: «Смелость придает человеку силу и даже магическую власть». Смелость в конечном счете принесет вам победу. Если вам не хватает смелости в общении с людьми, они либо не замечают вас, либо не чувствуют глубины ваших стремлений и вашей преданности делу — в их глазах вы так и остаетесь посредственностью. Вы должны стать проактивным, взять инициативу в свои руки. Как вы помните, я считаю, что зрелость — это баланс мужества и чуткости. Это определение подходит и для описания творчества. если вы сочетаете в себе смелость и чуткость, вы — творческий человек. В своей книге «Мотивация и личность» Абрахам Маслоу говорит, что, самоактуализируясь, человек проявляет как смелость, так и творческие возможности.
  5. Действовать как в режиме независимости, так и в ре­жиме взаимозависимости. В основе книги «Семь навыков высокоэффективных людей» лежит понятие оси зрелости, этапов развития от зависимости к независимости и взаимозависимости. Понятие оси применимо и к творчеству. Творческие личности, которые останавливаются на стадии независимости, как правило, рано сгорают. Они словно падающие звезды. Им не хватает выносливости, потому что они не создают взаимозависимую команду. Я считаю, что в условиях действующих ныне на рынке сил творческая работа слишком трудна, если занятый ею не обладает менталитетом и навыками взаимозависимости. Без поддержки, без синергии наше мужество оборачивается против нас, а наши слабости становятся очевидными, по-скольку их не прикрывает мужество других. Создайте вокруг себя команду людей, способных компенсировать ваши слабости и позволить вам проявить то лучшее, что в вас есть. Питер Друкер однажды сказал: «Строить надо на силе, а организовывать так, чтобы слабости никому не мешали».
  6. Снимать ограничения, примерять разные шляпы, переходить к латеральному мышлению. Вам может пригодиться совет Эдварда де Боно из его классической книги «Шесть шляп мышления»: «Приведите в порядок свое мышление — примеряйте модели мышления по одной, вместо того чтобы пытаться нахлобучить их на себя все сразу». Пробуйте мыслить творчески, при этом избегая критического мышления. Мыслите логически, но не оптимистически, и так далее. Предложенное де Боно понятие латерального мышления предполагает переход от обычных к новым моделям мышления для создания новых идей и освобождения от пут концепций.

Менеджмент понимают как контроль, а творческий ум контролировать невозможно.

— Как выглядит то пылкое «да», которое в данный момент ведет вас по жизни? Это может быть важный проект, взаимоотношения, личная цель. Чему вы должны сказать «нет», чтобы добиться этого важного приоритета? Сначала запишите, как вы скажете «нет», а потом сделайте это.

— Мы не можем обращаться с людьми так, как мы обращаемся с вещами. Запишите в дневнике ответы на вопросы: С вами когда-нибудь обращались так, словно вы неодушевленный предмет? Что вы при этом чувствовали? Как бы вы описали такие взаимоотношения? Вы когда-нибудь относились к людям так, будто они не люди, а вещи? Как это повлияло на ваши взаимоотношения?

— Дневное планирование часто отодвигает на задний план важные, но не срочные дела — дневной горизонт слишком узок для того, чтобы распознать значимость той или иной задачи. Недельное планирование дает долговременную перспективу, позволяет действовать в контексте вашей миссии, роли и целей. если вы еще не начали планировать по неделям, то в начале грядущей недели отложите в сторону все дела и составьте план работы над самыми главными приоритетами.

Глава 9

Рычаг САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ

Первый вопрос, который задали и священник, и Левит, был такой: «Если я остановлюсь помочь этому человеку, что произойдет со мной?» Но… добрый самаритянин полностью изменил вопрос: «Если я не остановлюсь помочь этому человеку, что произойдет с ним?» Мартин Лютер Кинг-младший

Истинное величие покоится на синергии — чуде, которое происходит, когда все вносят свой вклад, не думая о вознаграждении. В основании истинного величия лежит принцип, гласящий, что вместе мы лучше, чем по одному, что ни один человек не способен все сделать в одиночку и что невозможно единолично внести по-настоящему ценный вклад.

Жертвовать значит выказывать глубокое уважение.

Успешный менеджер — тот, кто любит, жертвует, служит, заботится, учит и старается удовлетворить нужды своих сотрудников.

Новые источники власти

Современным лидерам приходится искать новые источники власти. Сегодня эти источники меняются — от принуждения к убеждению, от обаяния к характеру, от контроля к служению и самопожертвованию, от гордыни к скромности, от развешанных по стенам дипломов к непрерывному обучению и самосовершенствованию. Власть должна питаться от четырех источников.

  1. Разумное сочетание самосознания, творческого во­ображения, совести и независимой воли. Пока люди не научатся ответственно использовать эти дарования, их командные усилия не принесут плодов. Поэтому лидеры должны отказываться от любых парадигм, которые не принимают во внимание их ответственное использование.
  2. Приоритет времени для важного, но не обязательно срочного. Как уже говорилось, руководства компаний, награжденных премией Деминга, тратили минимум 60 процентов своего времени на то, что важно, но не обязательно срочно (на подготовку, формулирование миссии, планирование, выстраивание взаимоотношений, творчество и делегирование полномочий).
  3. Непрерывное обучение новому, самосовершенствова­ние и личностный рост. Лидеры должны регулярно оценивать результаты, изучать обратную связь, вносить необходимые поправки и производить улучшения.
  4. Взаимоотношения и сотрудничество в соответ­ствии с принципом «выиграл/выиграл». Проявляя личную скромность и жертвуя личными интересами, мы улучшаем взаимоотношения и формируем крепкие партнерские связи. Наши взаимоотношения пропитываются командным духом, духом партнерства, синергического взаимодействия и взаимозависимости.

Без скромности не бывает самопожертвования. Быть скромными нас могут заставить обстоятельства, но лучше, если мы сами выберем скромность, осознав вечные принципы.

— Для результативной работы в команде и с командой мы должны забыть о гордости и вспомнить о скромности. Служит ли ваше эго препятствием на пути прогресса команды и в чем это выражается? Решитесь сломать этот барьер. Что произошло, когда вы это сделали?

— Большинству людей комфортно действовать в рамках существующих парадигм. Какие парадигмы — ваши личные, вашей команды или вашей семьи — могут работать против вас? Наберитесь смелости подняться над этими парадигмами, определить лежащие в их основе установки и мотивы и бросить им вызов, задав простой вопрос: «а они по-прежнему работают?» Какими из парадигм вам следует пожертвовать ради достижения лучших результатов? Запишите, чего вы смогли добиться, в дневник.

— Попробуйте объяснить кому-нибудь принцип синергии, и пусть этот человек тоже объяснит этот принцип вам. Что вы узнали из этого упражнения?

— Главный мотиватор личных изменений — страдание. Страдая, вы становитесь более открытыми для смирения и самопожертвования, ведущих к жизни, основанной на истинных принципах. Что заставляет вас страдать — ваша личная или ваша профессиональная жизнь? В чем источник вашего страдания? Запишите шаги, которые вы можете предпринять, чтобы ваша жизнь исходила из парадигмы эффекта, а ваши страдания утихли.

Глава 10

Рычаг Служения

В конце нашей жизни нас будут оценивать не по полученным дипломам, не по заработанным деньгам и не по числу великих деяний, которые мы совершили. Нас будут судить по фразе: «Я был голоден, и ты накормил меня, я был наг, и ты одел меня, у меня не было дома, и ты ввел меня в свой дом». Мать Тереза

Самолюбие, эгоизм — источник самого тяжкого нашего бремени, а служение облегчает бремя других людей, оно придает всем сил. Служение — это суть истинного величия. В ложном величии нет ничего от служения.

Как добиться заботы о каждом клиенте?

  • Нанять нужного человека. Одна крупная авиакомпания при найме людей на работу приглашает соискателей в зал, где просит каждого сделать небольшую презентацию. На самом деле рекрутеры оценивают не тех, кто выступает, а через скрытые видеокамеры следят за аудиторией. Они смотрят, кто из слушающих очередного соискателя выказывает внимание, поддержку, заботу, и так понимают, что нашли человека, который по природе своей внимателен и склонен заботиться о других. Если же кандидат полностью погружен в себя или ему скучно слушать того, кто в данный момент, волнуясь, рассказывает о себе, это серьезный отрицательный сигнал.
  • Подготовить нужного человека. В некоторых компаниях руководство стремится выявить тех сотрудников, кто по природе своей склонен быть командным игроком. Для этого каждой команде дают определенную задачу с четким сроком исполнения. Задача достаточно сложная, и для ее решения требуются знания и участие всех членов команды. Те, кто не склонен к командной игре, пытаются взять контроль в свои руки. Кого-то они игнорируют, кого-то отодвигают, с кем-то ведут себя грубо, но при этом они четко ориентированы на решение задачи. Часть игроков ориентированы на отношения, но они не имеют ни малейшего представления, как можно выполнить задание. Они неспособны довести дело до конца. А теперь сюрприз: в этом эксперименте командные навыки каждого игрока оценивают другие члены команды. И знаете, некоторые испытуемые бывают весьма разочарованы, когда в конце узнают об этом: «Черт возьми, зачем же я так плохо относился к другим!»
  • Взрастить в компании соответствующую культуру. Можно нанимать людей, обучать их, но самый действенный способ — взрастить в компании культуру служения. Этот процесс предполагает выработку строгих общественных норм внутри компании. Культивирование служения учит всех доброте, уважению и заботе, даже если у кого-то эти качества отсутствуют. И как только люди начинают понимать, какую роль играет их отношение друг к другу, компания получает серьезное конкурентное преимущество на рынке.

— «Ты важен. Ты заслуживаешь уважения. У тебя есть достоинства, и я не сравню тебя ни с кем. Ты ценен сам по себе. И если ты позволяешь мне донести до тебя мое видение, я понимаю, что ступаю на священную землю». У вас были с кем-либо отношения такого уровня? С кем вы могли бы создать такие отношения? Запишите один-два шага, которые позволили бы вам выстроить такие отношения.

— Существует связь между отношением к сотрудникам в компании и отношением сотрудников к клиентам. Это цепная реакция. Что происходит внутри вашей цепочки? Какое из ее звеньев самое слабое? Какое вызывает ваше беспокойство? Что вы можете сделать уже сегодня, чтобы укрепить свою связь с коллегами?

— Мы можем научиться не обижаться, отказаться от ответной враждебности. Каким образом? Мы можем взращивать чувство внутренней безопасности, основанное на цельности и фундаментальных принципах, любить, когда нас не любят, быть добрыми с теми, кто недобр с нами, быть терпимыми с теми, кто нетерпим с нами. В следующий раз, когда почувствуете обиду, проявите терпение. Как изменилось ваше отношение?

Глава 11

РЫЧАГ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Истинное формирование характера в твоих собственных руках. Анна Франк

Применяя принцип последнего гроша к отношениям — разорванным или напряженным, — я бы выделил шесть моментов.

  1. Честно признавать, что мы пусть и отчасти, но тоже виноваты. Анализ ситуации помогает нам осознать, что мы обидели, оскорбили, унизили кого-то или не смогли понять, что мы были непоследовательными или требовали от любимого человека того, что требовать не стоило. Когда так себя ведет руководитель, он утрачивает свой авторитет. Моральный авторитет — это то, на чем зиждется власть руководителя, особенно в компаниях, где нет иерархической структуры и где сотрудники заняты в основном интеллектуальным трудом. В информационно открытом мире нельзя разбрасываться авторитетом, потому что об этом сразу же становится известно всем. Ваш моральный авторитет — ваше самое мощное оружие.
  2. Оскорбленный или униженный человек замыкается в себе. Он обретает психологию жертвы и не намерен выпускать обидчика из той ментальной тюрьмы, в которую его заключил. Чтобы защититься, обиженный видит в обидчике человека злого, несправедливого и неспособного его понять.
  3. Перемены в поведении не освободят нас из тюрьмы просто потому, что обиженный не может снова нам дове­рять. Это слишком рискованно. Человек, которому нанесли обиду, будет думать, что новое поведение, приветливое лицо и добросердечное отношение неискренни и за ними скрывается какой-то подвох: «Я же доверял ему раньше, и вот что из этого вышло». В результате мы остаемся в эмоциональной тюрьме на неограниченный срок.
  4. Часто единственный способ выйти на волю — по­дойти к человеку, которого мы обидели, признать свои ошибки, извиниться и попросить прощения. Однако, описывая свой промах, следует соблюдать осторожность. Не надо стараться аргументировать, объяснять свои действия или пытаться найти им оправдание. Вы должны просто признать, что понимаете, что были неправы, и осознаете, почему о вас так думают, — то есть заплатить последний грош, чтобы выйти из эмоциональной тюрьмы. Как только вы подумаете: «Но он тоже должен извиниться! Я скажу вот так и больше ни слова, пока он не признает свои ошибки», — ваша попытка установить мир будет неискренней. Внутри вас по-прежнему будет бурлить гнев, подозрительность никуда не денется, и в следующей напряженной ситуации все это непременно выплеснется наружу.
  5. Вы должны быть абсолютно искренними и не при­ бегать к манипулятивным техникам, чтобы убедить окружающих. Использование такого подхода только потому, что он срабатывает, ударит по вам бумерангом. Прежде всего вы не должны считать себя жертвой. Если в вас самих не происходят настоящие перемены, то рано или поздно вы снова заденете чьи-то чувства, и стены эмоциональной тюрьмы станут только толще. а если вы снова начнете извиняться, вам просто не поверят. Постоянные извинения не дают ни доверия, ни прощения.
  6. В большинстве случаев принцип последнего гроша не только дарует освобождение, но и открывает новые возможности для общения и влияния. Он вдохновляет других, но не вынуждает их принимать трудные решения. Как правило, в глубине души мы осознаем, что пересекли черту, ранили или обидели кого-то. И хотя в тот момент, когда мы причиняем боль, нам может казаться, что мы правы и что этот человек заслуживает такого отношения, впоследствии мы понимаем, что обидели его. Чаще всего заплатить последний грош нам мешает наша гордость, но в конце концов нам приходится ее проглотить и, признав свои ошибки, попросить прощения.

— У вас когда-нибудь искренне и смиренно просили прощения? Как это повлияло на ваши отношения с этим человеком? У кого должны попросить прощения вы? Попытайтесь это сделать. Как все прошло? Как это повлияло на ваши отношения?

— Чувствуете ли вы гнев или неприязнь в отношении кого-то? Ощущаете ли вы себя жертвой? Во что со временем выльются эти чувства? Что вы можете сделать уже сегодня, чтобы начать от них избавляться?

— Замечали ли вы, что вам часто приходится извиняться, но при этом ваше поведение остается прежним? Во что со временем это может вылиться? Какой аспект личности вам нужно изменить, чтобы наладить отношения с другими людьми?

Глава 12

РЫЧАГ ЛОЯЛЬНОСТИ
Великие умы обсуждают идеи. Умы средние обсуждают события. Мелкие умишки обсуждают людей. Элеонора Рузвельт

Как еще можно проявить лояльность? Существует семь способов это сделать.

  1. Защищать беззащитных — изгоев, жертв неспра­ведливости, козлов отпущения и тех, кто в меньшинстве. Мне нравятся слова Дага Хаммаршёльда, великого генерального секретаря ООН: «Гораздо благороднее всецело посвятить себя одному человеку, чем усердно трудиться ради спасения масс». Внимание к одному человеку многое говорит о нашем характере и оказывает влияние на многих. только подумайте о том, что делает демократическое общество ради прав одного гражданина. И даже если в поисках справедливости нам не удается достичь идеала, мы все равно пытаемся добиться справедливости — а это и есть идеал.
  2. Предвосхищать ход дискуссии и добиваться ясности. Предположим, вы знаете, что на встрече будут обсуждать какого-то человека, о котором существуют противоречивые мнения и столь же противоречивые оценки его позиции. В этом случае правильно позвонить этому человеку и сказать: «Я знаю, что вас на встрече не будет, но как вы отнесетесь к тому, что я скажу о вас то-то и то-то и выскажусь по поводу вашей позиции таким-то образом?»
  3. Созвониться с этим человеком после встречи и рас­сказать ему о том, что на ней происходило. Это очень важно, особенно если вы предполагаете, что сказанное вами может быть неверно истолковано. В разговоре вы можете подчеркнуть: «Я хочу, чтобы мои намерения были предельно ясны, поэтому хочу держать вас в курсе дела: на встрече я сказал то-то и то-то».
  4. Думать об отсутствующих клиентах. Любое движение за качество сосредоточено на клиенте. Бизнес постепенно начинает понимать, что к клиентам и поставщикам — ко всем заинтересованным лицам — надо относиться с уважением.
  5. Учитывать социальное происхождение человека или культурный контекст события. География бизнеса ширится, а вместе с ней растет и культурное многообразие, появляется больше предпосылок для различий и разногласий. если о человеке говорят уничижительно или отзываются в негативном ключе, вам стоит напомнить присутствующим: «Этот человек вырос в совершенно иных условиях, в другой культуре, так что вместо того, чтобы подвергать его столь резкой критике, давайте попытаемся его понять».
  6. Давать людям шанс объясниться или защитить свою позицию. Любой человек заслуживает возможности объяснить, что произошло и почему.
  7. Не забывать о положительных качествах конкретного человека. Как-то раз на встрече команды одного из проектов ее участники начали критиковать человека, которого считали конкурентом. На что я заметил: «Не думаю, что он согласится с вашим суждением. Полагаю, он заслуживает лучшего. Он один из самых блестящих презентаторов нашего времени».

— Запишите ответы на следующие вопросы: приходилось ли вам участвовать в обсуждении кого-либо за его спиной, когда это было? Какой отпечаток это наложило на ваш характер? Как изменилось мнение других людей о вас? Когда вы защищаете отсутствующего человека, о чем это говорит присутствующим?

— В следующий раз, когда кто-то при вас начнет критиковать или обсуждать отсутствующего, откажитесь участвовать в этом разговоре. Посмотрите, что получится в результате.

— Кто из окружающих вас людей нуждается в вашей конструктивной критике? Составьте план своего критического выступления. Запишите результаты и опишите те чувства, которые вызвала у вас эта встреча.

— «Гораздо благороднее всецело посвятить себя одному человеку, чем усердно трудиться ради спасения масс». Как вы понимаете эти слова? Кто тот единственный человек, кому необходима ваша лояльность? Запишите, какие шаги вам следует предпринять, чтобы активнее участвовать в жизни этого человека.

Глава 13

РЫЧАГ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ
Несомненный факт, что ни один человек не осознает своей красоты или ценности до тех пор, пока не увидит их отраженными в зеркале глаз любящего и участливого человеческого существа. Джон Джозеф Пауэлл

Шесть шагов подальше от «схватил и убежал»

  1. Сначала взгляните на себя. Чтобы отношения стали лучше, не ждите, пока изменятся другие, и не ищите легких путей. Для начала будьте честными сами с собой: корни проблем следует искать в характере, там же находится и решение. Выстраивайте черты своего характера и взаимоотношения на твердом фундаменте принципов.
  2. Создайте атмосферу доверительной близости. Ключ к созданию атмосферы доверительной близости между родителями и детьми, между клиентами и сотрудниками компании — мышление в духе «выиграл/выиграл».
  3. Поделитесь знаниями и информацией. Будьте готовы обмениваться с другими людьми информацией и возникающими проблемами, пытайтесь понять друг друга и ищите, как друг другу помочь.
  4. Выстраивайте взаимоотношения со всеми стейкхол­дерами. Если вы фокусируетесь только на одной заинтересованной стороне и исключаете другие, то можете уйти от полного удовлетворения интересов всех заинтересованных сторон к полному удовлетворению интересов клиентов за счет персонала.
  5. Заботьтесь о тех, кто находится на передовой. В любой компании, предлагающей услуги, ключом к успеху являются сотрудники, непосредственно работающие с клиентами.
  6. Милосердие превыше «меры за меру».

— Вспомните высказывание: «Стоит мне начать чуть больше любить и уважать себя, и я начинаю лучше относиться к другим. Я чувствую себя более свободным. Я менее склонен защищать себя и с бо́льшим уважением отношусь к чувствам других». Запишите ответы на вопросы: как вы относитесь к себе? Какие у вас есть проблемы? Какие шаги следует предпринять, чтобы начать лучше к себе относиться?

— «Качество любых взаимоотношений определяется по- вседневными мелочами — небольшими знаками внимания, компромиссами и добрыми делами». Запишите в дневнике ответ на вопрос: что я могу сделать сегодня, чтобы улучшить важные для меня отношения на работе и дома? Сделайте эти шаги и запишите результаты.

Глава 14

РЫЧАГ МНОГООБРАЗИЯ Настало время родителям с малых лет учить молодежь, что в многообразии кроется красота и сила. Майя Энджелоу.

Единообразие не позволяет расти и высасывает силы. Ничто так не препятствует успеху, как ограниченное представление и узость мышления. Без многообразия невозможна синергия, а без синергии не происходит ничего нового.

«Когда двое согласны друг с другом, один становится лишним. Синергии не возникает. До тех пор, пока вы честно не выскажете свое мнение, нам не удастся достичь командной синергии и мы не получим от вас настоящего результата».

— Запишите в своем дневнике: какую опасность таит в себе команда, состоящая из клонов, которые думают, поступают и выглядят одинаково? Вам приходилось встречать подобные примеры?

— Взаимодополняющая команда — это команда, собранная из людей, наделенных самыми разными талантами, у которых разные роли, восприятие, методы и подходы, но единые цель и видение. Что вы можете сделать, чтобы ваша команда стала более взаимодополняющей? Чьими талантами пока пренебрегают? Какие проявления группового мышления тормозят ваше движение вперед? Каких талантов не хватает вашей команде?

— Опишите свой самый необычный творческий или синергетический опыт. Какую роль играли в этом опыте окружающие? Можете ли вы воссоздать условия, которые привели к такому роду синергии? Запишите ответы.

глава 15

РЫЧАГ НЕПРИРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Кто перестал учиться, тот старик, и неважно, сколько ему лет — двадцать или восемьдесят. Кто продолжает учиться, тот остается молодым. Генри Форд

Варианты профессионального развития Большинству из нас доступны следующие виды профессионального развития.

  1. Совершенствование навыков анализа и синтеза информации. Как работники умственного труда, так и производственники должны оттачивать навыки мышления, особенно в части сбора, анализа и синтеза информации. Обработка и анализ данных — один из самых востребованных современных навыков. Например, однажды мы в нашей компании задумали внедрить новый продукт. Поверхностный анализ данных показал, что у него будет широкий рынок. Однако один из сотрудников, имевший хорошую подготовку в области анализа данных, буквально через несколько часов пришел к прямо противоположному выводу. Вскоре всем стало очевидно, что рынка для этого продукта нет вообще.
  2. Личная читательская программа. Образования и подготовки, полученной в далеком прошлом, уже недостаточно. Будьте в курсе того, что происходит в мире бизнеса, читая такие журналы, как Harvard Business Review, Fortune, другие аналитические издания. Рекомендую знакомиться с еженедельными деловыми журналами и газетами, такими как BusinessWeek и The Wall Street Journal. Просматривайте и наиболее авторитетные периодические издания, посвященные науке, экономике, политике и искусству. Оперативный и вдумчивый анализ того, что происходит в мире бизнеса, проводят и специализированные сайты. Кроме того, изучайте рецензии на новые книги, посвященные теме бизнеса и лидерства.
  3. Изучение классической литературы. Еще одна часть вашей личной читательской программы — великая литература. Я до сих пор чувствую, как много я упустил в студенческие годы, и пытаюсь компенсировать этот пробел в своих знаниях. Двое из моих детей специализировались на английском языке и классической литературе, и я вижу, сколько мудрости и ощущения перспективы подарили им эти знания.
  4. Личный университет. В современном мире проактивный человек несет ответственность за свое образование и профессиональное развитие, поэтому создайте личный университет и станьте сами себе ректором. Обратитесь за помощью к интернету: найдите конференцию TED1 или один из курсов MOOC2 и выберите интересующие вас лекции. Я уверен, они принесут вам немало пользы и подарят множество чудесных открытий. Вступите в книжный клуб — реальный или виртуальный.

— До какой степени вы преданы идее постоянного личного и профессионального развития и роста? Запишите ответы на следующие вопросы: в какой области вы чувствуете недостаток знаний и навыков? Что препятствует вам в их получении? Как вы можете преодолеть эти препятствия? Какими возможностями вы можете воспользоваться, чтобы повысить уровень своих знаний? Поставьте себе конкретную цель: «К такой-то дате я получу сертификат» или: «К такой-то дате я окончу онлайн-курс».

— Организуйте для себя университет, воспользовавшись богатым выбором интернет-ресурсов. Установите цели, которые сделают процесс вашего обучения непрерывным. Какие сайты, периодические издания, подкасты или конференции вам необходимы, чтобы постоянно держать руку на пульсе? Создайте закладки для сайтов, которые вам надо отслеживать, и запланируйте в своем еженедельнике время на изучение этих источников.

Глава 16

РЫЧАГ САМООБНОВЛЕНИЯ
Слова подобны яйцам, брошенным с большой высоты. Их нельзя вернуть обратно, как нельзя и не заметить всего того беспорядка, что возник, когда они разбились. Стивен Кови

— Запишите в своем дневнике развитие каждого из следующих сценариев:

  1. Представьте, что у вас случился серьезный сердечный приступ. Что бы вы изменили в своей жизни, если бы это произошло?
  2. Что бы вы предприняли, если б узнали, что через три года ваши знания и навыки устареют?
  3. Как вы стали бы говорить, если б знали, что все сказанное вами о других будет ими услышано?
  4. Представьте, что вам предстоит дать отчет о своей работе руководителю и коллегам. Как бы вы ответили на вопрос: «Что я сделал в той области, над которой должен был особенно хорошо поработать?»

— Какой способ заточить пилу, на ваш взгляд, лучше: отдохнуть, восстановиться, подготовиться, подумать, сменить инструменты? Какие из них вы внесли бы в списки ежедневных и еженедельных приоритетов? Отведите в своем недельном расписании время, чтобы заточить пилу в четырех измерениях — физическом, социально-эмоциональном, интеллектуальном и духовном.

Глава 17

Рычаг наставничества

Если хочешь построить корабль, то не собирай своих людей для того, чтобы достать лес, подготовить инструменты и распределить работу, а научи их тосковать по бесконечным морским просторам. Антуан де Сент-Экзюпери

  • Цель. Постарайтесь выразить основную цель того, о чем вам говорят. Даже если докладчик сам не очень хорошо смог выразить эту цель, систематизируйте свои мысли и записи, ответив на простой вопрос: «Какую цель преследует выступающий?»
  • Основные положения. Перечислите основные положения выступления и назовите его главный посыл.
  • Обоснование. Какие примеры привел докладчик? Как он обосновал свои мысли?
  • Применение. Как основные положения доклада могут применяться в жизни?
  • Ценность. Какую ценность докладчик вкладывает в процесс обучения?

Четыре преимущества наставничества

Я вижу в принципе наставничества четыре больших преимущества.

  1. Передавая знания другим, вы лучше их усваиваете. Когда вы учите тому, чему научились сами, вы меняете парадигму. Когда вы видите в себе учителя, вы более ответственно относитесь к знаниям. Вы более мотивированы получить знания, поскольку ответственны за то, чтобы передать их другим. Вы видите в себе не только ученика, но и учителя и начинаете учиться лучше.
  2. Обучая тому, что вы хорошо знаете, вы быстрее начи­наете применять свои знания на практике. Обучая других, вы делаете своего рода заявление. Те, кого вы учите, вправе ожидать, что вы и сами следуете тем правилам и принципам, которые провозглашаете. Наставничество формирует систему социальной поддержки, порождает социальные ожидания или предлагает социальный контракт. Если вы живете так, как учите жить других, вы укрепляете доверие, а ваше наставничество становится более вдохновляющим и мотивирующим.
  3. Обучая, вы формируете связь. Люди, на которых оказали влияние великие учителя, чувствуют неразрывную связь с ними. Обратите внимание на то, с каким уважением они относятся к своим учителям. Посмотрите, как учителя относятся к ученикам, которые действительно заинтересованы материалом. Наставничество делает отношения более глубокими.
  4. Передавая свои знания, вы меняетесь и растете. Перемены вполне естественны, когда вы видите себя (и другие видят вас) в новом свете. Взглянув на себя по-новому, вы быстрее рас- тете. Если вы учите меня тому, что сами недавно узнали и испытали, я буду более открыт и для самого знания, и для того, кто его доставил. Я поделюсь с вами соответствующим знанием. Мы оба будем меняться и расти.

Глава 18

ОБРЕТИТЕ МУДРОСТЬ
Это очень глупо — быть уверенным в собственной мудрости. Неплохо бы помнить, что у самых сильных тоже есть свои слабости, а самые умные могут ошибаться. Махатма Ганди

Мудрости известно, что значимые изменения исходят изнутри. Трансформация в команде или в семье происходит на личном уровне. Считать, что развитие и перемены в компании могут произойти без развития персонала, — это иллюзия и даже глупость, потому что рынок требует большей прозрачности, большей честности и большей добросовестности — он требует принципов истинного величия.

Мудрости необходимы и характер, и компетентность. Когда мы говорим о развитии своих способностей и повышении компетентности, то обычно имеем в виду техническую или концептуальную компетентность. При этом мы редко вспоминаем о социальной компетентности или о характере. Но по большому счету, если человек готов к значимым, положительным изменениям, ему понадобится культивировать такие понятия, как взаимозависимость, эмпатия и синергия, а также такие качества, как цельность, зрелость и изобильное мышление. Почему? Потому что характер всегда говорит сам за себя. И то, что окружающие считывают, заставляет их либо доверять вам, либо нет.

Характер складывается из цельности — способности держать свое слово, из зрелости — баланса мужества и чуткости, из изобильного мышления — представления, что всем всего хватает. Эти черты характера столь же необходимы для перемен, как техническая, концептуальная и социальная компетентность.

Мудрость становится очевидной, когда характер на­кладывается на компетентность. Мудрые люди отличаются твердостью взглядов. Их знания подкреплены неизменными принципами. Мудрость или мудрые суждения — результат слияния характера и компетентности — это важнейшая составляющая в поисках качества жизни.

Мудрость лежит за пределами знаний и информации. Мы живем в эру информации и экономики знания, когда информация становится все более доступной, поэтому на первый план выходят не только знания о конкурентах, клиентах, продуктах, процессах, но также мудрость, которая лежит за их пределами.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s